Технику просят предъявить знаки отличия

13 декабря 2018

Проблема разграничения военной и гражданской продукции, с 2012 года буксующая в Белом доме, дошла до Конституционного суда (КС). Отменить репрессивную практику в отношении поставщиков Минобороны за нарушение правил работы с военной техникой и исключить возможность отнесения к ней гражданских товаров КС попросил один из осужденных по таким делам — контр-адмирал в отставке Юрий Байло. Меры необходимы для диверсификации оборонно-промышленного комплекса, ускорить которую потребовал в ноябре Владимир Путин.

Бывший топ-менеджер ОАО «Промышленная группа “Новик”» контр-адмирал в отставке Юрий Байло обжаловал в КС норму о применении Единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС) «Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, техобслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения военной техники» (утверждено постановлением правительства от 13 июня 2012 года №581) и ст. 171 УК РФ, по которой он был осужден за незаконное предпринимательство «без лицензии на работы с вооружением и военной техникой». Оспоренный порядок позволяет требовать от поставщиков Минобороны многократного получения лицензий в рамках одного вида деятельности. Отнесение продукции к военной технике же влечет за собой уголовное и административное преследование российских бизнесменов за незаконное предпринимательство или контрабанду (ст. 171 и ст. 226.1 УК РФ).

В КС господин Байло обратился после того, как Верховный суд отказался признать спорный нормативный акт недействующим и пересмотреть его приговор. Суды инкриминировали ему отсутствие у предприятия дополнительной лицензии на ремонт линии вала десантного корабля (общей лицензией на ремонт вооружения и военной техники «Новик» обладал, а вал был частью переданного Минобороны польского рыболовецкого судна). ОАО «Новик» в итоге признано банкротом. В жалобе (есть у “Ъ”) приведены и другие примеры «практики применения дефектных норм о лицензировании при осуждении предпринимателей» из-за произвольного отнесения к «военной технике» предметов гражданского назначения и ограничения оборота как таких товаров, так и связанных с ними работ и услуг. Минпромторг согласился на правку этих норм еще в 2012 году, а в конце 2017 года правительство даже подготовило проект постановления, но работа над ним была приостановлена. Юрий Байло просит КС признать действующее регулирование неконституционным и обязать правительство установить четкий порядок отнесения продукции к военной технике и уведомлять исполнителей работ о необходимости наличия лицензии по каждому объекту.

Отметим, что вмешательство КС могло бы ускорить и выполнение требования Владимира Путина, который 21 ноября указал на недостаточность мер для увеличения выпуска ОПК продукции для нужд гражданского населения, а также «двойного назначения». Вице-премьер Юрий Борисов 3 декабря в интервью РБК заявил о планах разработки госпрограммы диверсификации ОПК. Как отмечает автор жалобы в КС адвокат Александр Гуканов (специализируется по делам ОПК), господдержка «не будет эффективной, пока есть страх руководителей предприятий быть привлеченными к уголовной ответственности за производство и реализацию такой продукции». Он отмечает, что не решен и вопрос о возможности использования отдельных военных технологий при производстве продукции для гражданских нужд, из-за чего продукция для здравоохранения или сельхозтехника, выпускаемые ОПК, могут попасть под запрет их производства и оборота. «На одном из судебных разбирательств представитель Минпромторга заявил, что ведомство готово признать военной техникой хоть конский волос, если военные будут настаивать на этом», — говорит господин Гуканов. При этом у «департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны, Генштаба, ГУ Вооружения ВС РФ, 46 ЦНИИ МО РФ и Минпромторга нет единого подхода к вопросу», резюмирует он.