Круглый стол с участием ФНС. Адвокаты бюро о том, как снизить уголовные риски в рамках налоговой проверки.

19 июля 2021

В Петербурге растёт средний размер доначислений по результатам выездной налоговой проверки (ВНП). Однако и до её начала, и во время самой проверки, и даже после неё у бизнеса есть возможность бороться с фискальным ведомством.

Наверное, одним из самых тяжёлых последствий ВНП для предпринимателей является возбуждение уголовного дела: здесь под риски попадает уже и бенефициар бизнеса, и топ-менеджмент компании. Однако, как полагает управляющий партнёр адвокатского бюро «ПромБизнесКонсалтинг» Александр Гуканов, и в этой ситуации не стоит опускать руки. Ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), наиболее распространённый состав, была взята им в качестве примера. Первая часть этой статьи чаще всего не страшна бизнесу: дело в том, что она возбуждается, если размер долга в бюджет составляет до 15 млн рублей. Срок давности по этому преступлению всего 2 года, поэтому к моменту завершения ВНП и возбуждению уголовного дела, как правило, этот срок истекает.

Другая ситуация со второй частью этой статьи, здесь размер выше — 45 млн рублей, а сроки давности — больше. Поэтому если в споре с ФНС удаётся снизить размер недоимки, то, следовательно, появляется шанс избежать и уголовной ответственности.

«А с чем мы сталкиваемся на практике? ФНС проявила внимание к компании, бухгалтер предприятия или же финансовый директор не увидел рисков, в итоге — уголовное дело!», — рассказывает Александр Гуканов. Стандарты и подходы к доказыванию в налоговом споре и уголовном деле существенно различаются. И зачастую те обстоятельства, что легко доказываются в рамках арбитражного судопроизводства, не смогут подтвердиться при расследовании уголовного дела. К примеру, размер доначисления налогов по ВНП в рамках уголовного дела, как показывает практика, можно снизить в два раза.

Предприятие выиграло конкурс на поставку продукции. Контрагент говорит ему: надо документально закрыть до конца года эту поставку. При этом фактически работы не выполнены. По документам предприятие через техническую компанию якобы получило товар. Однако через некоторое время ФНС, проверив предприятие, снимает НДС из-за формального документооборота. Одновременно возбуждается уголовное дело: сумма превышала 70 млн рублей. Компания заняла пассивную позицию, что закончилось арестом счетов. «Это реальный пример, как не надо делать. Ведь ещё на стадии ВНП предприятие могло легко доказать реальность сделки — так как фактически товар был приобретён, это позволило бы снизить размер налоговых претензий и, соответственно, уйти от уголовного преследования. Но эти вещи надо просчитывать заранее со специалистами, необходимо моделировать ситуацию на много шагов вперёд, синхронизируя действия своих юристов в рамках налоговых процедур и уголовного процесса», — советует Александр Гуканов.

Дмитрий Маракулин, Деловой Петербург
Подробнее здесь